Князь Ярослав Мудрый: исторический портрет

Почти весь XI век на Руси – время острых конфликтов, братоубийственных войн, осложнённых внешними нашествиями. Сразу же после смерти Владимира Святославовича началась десятилетняя усобица между его сыновьями, победителем в которой стал Ярослав, старший сын киевского князя.

Ярослав вошёл в русскую историю и культуру с примечательной литературной характеристикой: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получаем книжное».

При князе Ярославле переписывались многие книги, многие переводились с греческого языка на русский. Возможно, что в то время уже были организованы школы для начального обучения грамоте, а может быть, как предполагают некоторые учёные, производилось обучение и более серьёзное, рассчитанное на взрослых людей, готовящихся в священники.

Обилие «книжных людей» позволило Ярославу создать при дворе своеобразную средневековую академию, слава о которой распространилась далеко за пределами Руси. Князь Ярослав составил целую библиотеку переводных славянских церковно-учительных и богослужебных книг, которая была размещена в построенной им церкви святой Софии.

Увлечение книжным делом не было для великого князя Ярослава самоцелью: оно выступало составной частью его усилий, направленных на освобождение от византийской церковной опеки. Ярослав и сам любил читать: по словам летописца, он весьма часто читал книги не только днём, но и при свечах ночью. Говоря о повседневной жизни киевского князя Ярослава, летописец отмечает внешнюю скромность его жизни. Большую часть времени он проводил в беседах с людьми книжными и черноризцами.

Впоследствии за свою государственную деятельность и заботу о просвещении Ярослав получил прозвище Мудрый. Самовластец всей Руси, киевский князь, с которым стремились породниться королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии, не довольствовался уже титулом великого князя: его современники употребляют восточный титул «каган», а в конце жизни Ярослава стали называть царём, как и византийского императора.

Соперничество с Византией сказывалось не только в застройке Киева или титулатуре (официальное наименование титула), но и в отношении к Церкви. В 1051 году князь Ярослав поступил так, как до сих пор поступал только византийский император: он сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу Русской церкви – митрополита, выбрав для этой цели умного киевского писателя Илариона.

Всё правление Ярослава характеризуется политическим подъёмом Киевской Руси, попытками преодолеть начавшуюся феодальную раздробленность. Для укрепления границ своего государства он основал новые города: на севере – Юрьев, на Волге – Ярославль, построил несколько городов на южных границах Руси. В 1032 году вернул захваченные ранее Болеславом на границе с Польшей Перемышль и Червен.

Князь Ярослав любил красивые постройки: Киев был обнесён каменной стеной с так называемыми Золотыми воротами (1037). Особым великолепием отличался Софийский собор, заложенный в честь победы над печенегами и изгнания их с Русской земли (1037). Храм был украшен роскошной мозаикой (муслей). Стены расписаны картинами. Иконы византийского письма были в богатых золотых и серебряных ризах.

При Ярославле были написаны на славянской земле первые письменные законы под названием «Русская правда», которые составлялись на основе древних славянских обычаев и заложили начало судопроизводства на Руси (1020). Под этим названием скрывается целый комплекс юридических документов, отразивший сложность русской социальной жизни.

Помимо светского законодательства, существовало и православное – обязательное: во-первых, для духовенства, а во-вторых, для всего населения: развод, семейные ссоры, колдовство.

Князь Ярослав заслужил в летописях имя мудрого государя, не приобрёл оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в междоусобных войнах; не всегда побеждал, но всегда показывал мужество и любил свой народ.

Подобно своему отцу, князю Владимиру, Ярослав старался заселять пустынные места и укреплять границы построением новых городов. Ярослав занимался также устроением христианской церкви, любил духовенство, прилежно читал священные книги. Он любил строить и украшать храмы. Вообще Ярослав много заботился об утверждении христианства между подчинёнными племенами и сильно преследовал языческих волхвов, которые возбуждали народ против новой религии.

Литература

1. Анисимов, Е. Правление Ярослава Мудрого / Е. Анисимов // История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – С. 37-39.

2. Бутромеев, В. Русь при Ярославле Мудром / В. Бутромеев // Иллюстрированная русская история для всех. Краткое описание в легендах, преданиях, именах и важнейших событиях. – Москва : Деконт+, 1996. – С. 71-80.

3. Голубева, Т. Ярослав Мудрый / Т. Голубева // Царские династии. – Москва : РОСМЭН, 2001. – С. 17-20.

4. Грушко, Е. А. Ярослав I Владимирович Мудрый (978 – 1054) / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев // Энциклопедия знаменитых россиян. – Москва : ООО Пресском, 2003. – С. 651-653.

5. Ерёмин, В. Ярослав Мудрый / В. Ерёмин // Правители России. – Минск : Белфакс, 2003. – С. 22-23.

6. Карамзин, Н. М. Великий князь Ярослав, или Георгий. 1019 – 1054 / Н. М. Карамзин // История Государства Российского от VI века до начала XVI века. – Москва : АСТ: Астрель, 2009. – С. 60-64.

7. Карпов, А. Ярослав Мудрый / А. Карпов. – Москва : ИД «Комсомольская правда», 2015. – 96 с.

8. Князь Ярослав Мудрый // История России для детей и юношества. В 6 т. Том первый. Древняя Русь. С древнейших времён до 1462 года / Авт. Ю. Н. Лубченков, авт.-сост. Г. В. Клокова. – Москва : «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – С. 115-120.

9. Озерский, В. В. Ярослав I Владимирович Мудрый / В. В. Озерский // Правители России. От Рюрика до Медведева. История в портретах. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – С. 23-25.

10. Павлищева, Н. П. Ярослав Мудрый / Н. П. Павлищева. – Москва : Эксмо : Яуза, 2000. – 512 с. – (Русь изначальная).

11. Русская правда // Российское законодательство X – XX веков. В девяти томах. Т. 1. Законодательство Древней Руси. / Отв. Ред. В. А. Янин. – Москва : Юридическая литература, 1984. – С. 27-132.

12. Шишов, А. Ярослав Мудрый – создатель «Русской Правды» / А. Шишов // Русские князья. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. – С. 109-138.

13. Ярослав Владимирович // Энциклопедия российской монархии. – Москва : Эксмо, 2003. – С. 509.

14. Ярослав Мудрый // История государства Российского: Жизнеописания. IX – XVI вв. / Авт.-сост. А. В. Шевцов, С. Н. Синегубов, М. Н. Опалинская; ред. С. Н. Синегубов. – Москва : Кн. палата, 1996. – С. 82-88.

 

Еще новости:

Виртуальная справочная служба

Новинки

Новости - архив

Последние материалы

bursa escort bayan gorukle escort
bursa escort bayan gorukle bursa escort bayan
bursa escort bayan bursa escort bayan bursa escort bayan bursa escort bayan bursa escort bayan alanya escort antalya escort eskişehir escort mersin escort alanya escort bodrum escort havalimanı transfer
canlı bahis yap kaçak iddaa oyna illegal iddaa oyna illegal bahis siteleri illegal bahis oyna bahis siteleri
anal porno izle türbanlı porno izle travesti porno izle türk porno izle hd porno izle mobil porno izle