«Журналы юбиляры: 95 лет журналу «Новый мир»

Изображение

Дата мероприятия: 
четверг, 30 январь, 2020 - 12:00

Выставка-презентация журналов из коллекции Л.С. Полевого.

История журнала

Голубая обложка “Нового мира”, одного из старейших литературных журналов России, знакома без преувеличения каждому российскому читателю. О рождении журнала, о его долгой и сложной истории можно прочесть и в советских “Очерках истории журналистики”, и в "Краткой литературной энциклопедии", и в знаменитом "Лексиконе русской литературы ХХ века" немецкого исследователя Вольфганга Казака. Однако и напомнить о некоторых вехах этой истории будет нелишне.

Журнал "Новый мир", готовящийся отметить в 2020 году свое 95-летие, выходит в Москве с 1925 года. Тогдашний редактор газеты “Известия” Ю. М. Стеклов предложил создать на базе издательства “Известия” ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, что и было осуществлено. Первый год руководство журналом находилось в руках А. В. Луначарского (который оставался членом редколлегии вплоть до 1931 года) и Ю. М. Стеклова; ответственным секретарем был Ф. Гладков. Потом и в “Известиях” и в “Новом мире” Стеклова сменил И. И. Скворцов-Степанов. В 1926 году руководство журналом было поручено критику Вячеславу Полонскому. В 1931 году руководство перешло к главному редактору "Известий" И. М. Гронскому, но в 1937 году Гронский был арестован, этому предшествовала резкая партийная критика "Нового мира" в связи с публикациями Бориса Пильняка и защитой писателя редакцией журнала. Пост редактора занял В. П. Ставский, в 1941 году его сменил В. Р. Щербина. После войны главным редактором стал известный писатель К. М. Симонов, а в 1950-м - не менее известный Александр Трифонович Твардовский (1910-1971), создатель "Страны Муравии" и "Василия Теркина". Это первое пребывание Твардовского на посту главного редактора было недолгим. Из-за острых для того времени публикаций В. Померанцева, Ф. Абрамова, М. Щеглова и М. Лифшица он был в 1954 году отстранен от руководства. На его место вернулся К. Симонов, при котором был напечатан роман В. Дудинцева "Не хлебом единым", вызвавший большие споры и ставший, несмотря на скромные литературные достоинства, серьезным общественным событием. В 1958 на пост главного редактора возвращается Твардовский. Именно тогда начинается период в жизни журнала, неразрывно связанный с его именем. Слова "Новый мир", "журнал Твардовского" становятся символическими, вызывающими восторг и уважение у одних читателей, и зубовный скрежет у других (особенно в официальных инстанциях). О тех годах, о той редакции, ее судьбе написано немало, в том числе и на страницах “Нового мира”. “Новый мир” Твардовского являет собой одну из ярких страниц истории русской журналистики. Твардовский-редактор стал одним из самых замечательных журнальных деятелей не одного только советского периода. Благодаря Твардовскому на страницах журнала смогла появиться небольшая повесть "Один день Ивана Денисовича" (1962) неизвестного тогда рязанского учителя Александра Солженицына, ставшая вехой не только в литературной, но и политической жизни страны. Активная позиция журнала в литературных и общественных вопросах (выражаемая, конечно, в меру возможности из-за цензурных притеснений) вызывала в 60-е годы как открытую бурную полемику в печати, так и жесткую закулисную борьбу. В 1970 году Твардовский был отстранен с поста главного редактора, и вскоре умер. Эти драматические события подробны освещены с разных точек зрения многими русскими и зарубежными исследователями и непосредственными участниками тех событий (в том числе и идейными оппонентами "Нового мира"). Из книг об этом времени стоит отметить мемуары Владимира Лакшина и Александра Солженицына ("Бодался теленок с дубом"), авторов, тесно связанных с тогдашним "Новым миром" и тем не менее вступивших в полемику между собой. Тут не место спорить с теми или иными резкими суждениями. Очевидно, что период редакторства Твардовского был славным периодом в истории журнала. После Твардовского журнал возглавляли В. А. Косолапов, С. С. Наровчатов, В. В. Карпов. А с 1986 года, с началом "перестройки и гласности", журнал впервые возглавил беспартийный писатель - известный прозаик Сергей Павлович Залыгин (р. 1913). При нем в 1991 году тираж журнала взмыл на рекордную высоту в два миллиона семьсот тысяч экземпляров (тираж в сущности невероятный для толстого литературного журнала и возможный только в эйфории тогдашней “перестройки”). “Чернобыльская тетрадь” Григория Медведева, “Стройбат” Сергея Каледина, “Авансы и долги” экономиста Николая Шмелева... Все подобные (памятные многим) публикации давалась с большим трудом, но каждая была очередным прорывом от политики контролируемой “гласности” к подлинной свободе слова. Успех журнала был также связан с публикацией многих ранее запрещенных в СССР книг, таких как “Доктор Живаго” Бориса Пастернака, “Котлован” Андрея Платонова, “1984” Джорджа Оруэлла, но особенно - произведений Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом", "Раковый корпус".

Семь десятилетий, почти совпавшие с существованием СССР, были прожиты журналом не в безвоздушном пространстве - вместе со страной и эпохой. История русской словесности ХХ века - со всеми ее сложностями и противоречиями, со всей ее славой и позором - так или иначе запечатлена на страницах “Нового мира”. Если воспользоваться избитым выражением “столбовая дорога литературы”, то дорога эта всегда проходила через “Новый мир”. Лучше всего просто привести список известнейших произведений, напечатанных (полностью или частями) в разное время на страницах журнала. “Черный человек” Сергея Есенина, “Лейтенант Шмидт” Бориса Пастернака, “Хождение по мукам” и “Петр Первый” Алексея Толстого, “Золотая цепь” Александра Грина, “Россия, кровью умытая” Артема Веселого, “Жизнь Клима Самгина” М. Горького, “Севастополь” и “Люди из захолустья” А. Малышкина, “Соть” и “Скутаревский” Леонида Леонова, “Гидроцентраль” Мариэтты Шагинян, рассказы Исаака Бабеля, “Энергия” Федора Гладкова, “Тихий Дон” и “Поднятая целина” Михаила Шолохова, воспоминания Андрея Белого, “Оптимистическая трагедия” Всеволода Вишневского, “Моя Африка” Бориса Корнилова, “Испанский дневник” Михаила Кольцова, американский роман “О'кэй” Бориса Пильняка, рассказы Андрея Платонова, “Я убит подо Ржевом” и “Теркин на том свете” Александра Твардовского, “Буря” Ильи Эренбурга, “Творцы дорог” Николая Заболоцкого, “Дым отечества” К. Симонова, “Витя Малеев в школе и дома” Н. Носова, переводы С. Маршака из Роберта Бернса, “За правое дело” Василия Гроссмана, “Корабельная чаща” Михаила Пришвина, “Не ко двору” Владимира Тендрякова, “Сирота” Николая Дубова, “Сережа” Веры Пановой, “Районные будни” Валентина Овечкина, “Владимирские проселки” Владимира Солоухина, “На Иртыше” Сергея Залыгина, “Большая руда” Георгия Владимова, “Прощай, Гюльсары!” Чингиза Айтматова, “Тишина” Юрия Бондарева, “На испытаниях” И. Грековой, “Вологодская свадьба” Александра Яшина, “Театральный роман” Михаила Булгакова, “Созвездие Козлотура” Фазиля Искандера, "Святой колодец" и “Уже написан Вертер” Валентина Катаева, “ В августе сорок четвертого (Момент истины)” Владимира Богомолова, “Обмен” Юрия Трифонова, "Из жизни Федора Кузькина" Бориса Можаева, “Сотников” Василя Быкова, поэмы Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского, “Блокадная книга” Даниила Гранина и Алеся Адамовича, “Дом” Федора Абрамова... Перечислять можно бесконечно. Есть такой термин - “большая литература”; и невозможно отрицать, что большая литература этих советских десятилетий возникала в основном на страницах “Нового мира”.

Конечно, сегодня “Новый мир” уже другой - не тот, что был в 20-е годы, не тот, что в 30-40-е, не тот, что в “твардовские” 60-е, не тот, что в застойные 70-е и даже не тот, что в первые годы "перестройки". Меняется Россия, меняются (хотя бы по печальной причине естественной убыли) авторы, сотрудники и читатели. В настоящее время этот ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли выходит на 256 страницах. Кроме новинок прозы и поэзии, журнал предлагает традиционные рубрики “Из наследия”, “Философия. История. Политика”, “Далекое близкое”, “Времена и нравы”, “Дневник писателя”, “Мир искусства”, “Беседы”, “Литературная критика” (с подрубриками “Борьба за стиль” и “По ходу текста”), “Рецензии. Обзоры”, “Библиография”, “Зарубежная книга о России” и др. Главным редактором является с 1998 года литературный критик Андрей Василевский. Ответственный секретарь - прозаик Михаил Бутов. Руслан Киреев руководит отделом прозы. Отдел поэзии возглавляет Олег Чухонцев, отдел критики - Ирина Роднянская, историко-архивный отдел - Александр Носов. Внештатными членами редколлегии (а ныне - Общественного совета) являются Сергей Аверинцев, Виктор Астафьев, Андрей Битов, Сергей Бочаров, Даниил Гранин, Борис Екимов, Фазиль Искандер, Александр Кушнер, Дмитрий Лихачев и другие уважаемые писатели. В 1947-1990 годах журнал был органом Союза Писателей СССР. Но с 1991 года, благодаря новому законодательству о средствах массовой информации, журнал "Новый мир" стал подлинно независимым изданием, не связанным напрямую ни с каким из творческих союзов или общественных организаций, что, впрочем, не мешает редакции привлекать лучшие силы российской литературы и журналистики. Среди авторов журнала - Нобелевский лауреат по литературе - Александр Солженицын. В сегодняшнем “Новом мире” печатаются Сергей Аверинцев, Анатолий Азольский, Александр Архангельский, Виктор Астафьев, Андрей Битов, Сергей Бочаров, Дмитрий Быков, Рената Гальцева, Михаил Гаспаров, Даниил Гранин, Борис Екимов, Фазиль Искандер, Анатолий Ким, Наум Коржавин, Михаил Кураев, Александр Кушнер, Семен Липкин, Инна Лиснянская, Дмитрий Лихачев, Владимир Маканин, Валентин Непомнящий, Евгений Рейн, Людмила Улицкая, Галина Щербакова и др. Период републикации запрещенных ранее произведений уже закончился, акцент перенесен на современную литературу. Журнал считает необходимым давать читателям как можно более адекватную и разнообразную картину того, что на самом деле происходит в российской словесности. Далеко не все происходящее в ней радует сотрудников “Нового мира”. И, видимо, не все то, что печатается на его страницах, всегда соответствует личным пристрастиям и эстетическим идеалам всех тех, кто делает журнал. Впрочем, эта терпимость не беспредельна. “Новый мир”, стремясь к разнообразию, не считает необходимым предоставлять свои страницы для всех без исключения точек зрения и литературных экспериментов.

Культурный и демократичный, журнал спокойно следует своему, не сегодня избранному направлению, избегая экстремизма любого толка и сочетая художественную новизну с интеллектуальной основательностью и даже своего рода “академизмом”. К этому можно прибавить еще два понятия - консерватизм и историзм. Сохранение памяти о прошлом сказывается во внешнем облике журнала, мало изменившимся на протяжении десятилетий, в устойчивом подборе и расположении журнальных рубрик (хотя и тут происходят естественные, подсказываемые самой жизнью, а не надуманные изменения). Обращение к предыстории, к корням каждого злободневного общественного явления и литературного факта составляет, отличительную черту публикуемого и придает ему глубину. В журнале широко представлены квалифицированно подготовленные архивные публикации и неожиданные исторические разыскания. Много места, особенно в связи с предстоящим 200-летним пушкинским юбилеем, уделяется новым исследованиям о творчестве и личности великого поэта. Редакция “Нового мира” совсем не стремится поспеть во чтобы то ни стало за быстротекущим днем с его минутными сенсациями, тут же обреченными на забвение. Журнал предпочитает больше ориентироваться на вопросы общие, чем на частные. “Новый мир”, дорожащей своей независимостью, не участвует в ожесточенной “борьбе людей”, хотя в то же время, как всякий русский толстый литературный журнал, он не может уклониться от участия в “борьбе идей”. Факты проходят, а проблемы остаются.

Эта устойчивость, можно даже сказать - респектабельность, в лучшую сторону отличает “Новый мир” от поверхностной массовой журналистики, захлестывающей многие периодические издания. Так что позитивный образ журнала, сложившийся у читателей, как в России, так и за рубежом, вряд ли претерпит в будущем серьезные изменения. В одном из обращений “Нового мира” к читателям были сказаны замечательные слова: “Не каждый год рождаются шедевры, но русская литература жива, и мы ощущаем себя органической частью этой живой культуры”.

Источник: http://www.nm1925.ru/AboutMagazine/14/Default.aspx

 

Виртуальная справочная служба

Новинки

Новости - архив

Последние материалы

bursa escort bayan gorukle escort
bursa escort bayan gorukle bursa escort bayan
bursa escort bayan bursa escort bayan bursa escort bayan bursa escort bayan bursa escort bayan alanya escort antalya escort eskişehir escort mersin escort alanya escort bodrum escort havalimanı transfer
canlı bahis yap kaçak iddaa oyna illegal iddaa oyna illegal bahis siteleri illegal bahis oyna bahis siteleri
anal porno izle türbanlı porno izle travesti porno izle türk porno izle hd porno izle mobil porno izle