- 650 просмотров
Владимир Владимирович Набоков - публиковался также под псевдонимом Владимир Сирин, - русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед, энтомолог. Восьмикратный номинант на Нобелевскую премию по литературе. Сын известного деятеля конституционно-демократической партии (кадетов), приверженца всего английского, убитого в 1922 монархистом в Берлине. Родился в Петербурге. В 1911-1916 учился в Тенишевском училище, печатал стихи в школьном журнале, затем в журналах «Вестник Европы», «Русская мысль» и др., в 1916 выпустил сборник «Стихи». Заявил о себе как талантливый поэт. В 1919 покинул Россию, до 1922 учился в Кембриджском университете. С 1925 по 1937 жил в Берлине, затем в Париже. В этот период опубликованы: сборники «Грозди» (1922) и «Горний путь» (1923); пьесы «Полюс» (1924), «Человек из СССР» (1927), «Событие» и «Изобретение вальса» (обе - 1938); статьи, рецензии, переводы английских и французских поэтов на русский.
В 1926 выходит первый роман Набокова «Машенька», затем ещё семь «русских» романов: «Король. Дама. Валет» (1928), «Защита Лужина» (1930), «Подвиг» (1931-1932), «Камера обскура» (1932-1933), «Отчаяние» (1934), «Приглашение на казнь» (1935-1936), «Дар» (1937-1938).
В 1940 эмигрирует из Франции в США, в 1941-1948 преподаёт русский язык и литературу, в 1948-1958 - профессор Корнеллского университета, в 1951-1952 прочёл курс лекций в Гарвардском университете. С 1938 начинает писать на английском: «Истинная жизнь Себастьяна Найта» (1938), «Девять рассказов» (1947), «Лолита» (1955, авторский перевод на русский язык - 1967), «Весна в Фиальте и другие рассказы» (1956), «Пнин» (1957), «Стихи» (1959, 1962), «Прозрачные вещи» (1971), «Поглядим на арлекинов!» (1974). Кроме того, им написано несколько вариантов автобиографии на английском и русском языках: «Говори, память» (1951), «Другие берега» (1954). Набокова считают русским писателем до 1940 и американским - после переезда в США. Особенностью стиля Набокова является игра парадоксами, темами, «вывернутыми» сюжетами, нестандартными литературными приёмами, эксперименты с языком, что заметно уже в названиях некоторых его произведений. И. А. Бунин (1870-1953) ещё в 1930 отметил, что писатель осмелился выступить в русской литературе с новыми формами, открыл непривычный художественный мир. О нём писали почти все эмигрантские издания, подчёркивая изобразительную силу Набокова, его изобретательность, формально-стилистические и психологические находки, умение показать в неожиданном ракурсе хорошо известный факт или событие. Это была новая литература с новой картиной мира и новой концепцией человека. В. Ф. Ходасевич (1886-1939) писал о двоемирии Набокова, о переплетении в его творчестве реальной и воображаемой действительности. В основе романов писателя - конфликт между героем и его судьбой, которую он пытается переиграть, но часто это противоборство заканчивается фарсом («Приглашение на казнь», «Защита Лужина», «Лолита» и др.). Для прозы писателя характерны переходы из прошлого в настоящее и обратно, игра в автобиографизм и биографизм, мифологизация России как потерянного рая.
Важное место в творчестве Набокова занимает тема литературы, которая становится своего рода персонажем произведения («Дар», «Пнин» и др.). Им были подготовлены к печати и опубликованы труды «Лекции по русской литературе», «Русские писатели, цензоры и читатели», перевод на английский язык «Евгения Онегина» Пушкина (1799-1837) с комментариями в четырёх томах (1964).
Первыми критиками и комментаторами творчества Набокова оказались русские эмигранты. В России о нём стали писать и издавать его книги только в конце 1980-х.
Биобиблиографическое издание посвящено 125-летию со дня рождения В. В. Набокова. Знакомит читателя с основными этапами жизни и творчества писателя, а также представляет список его произведений и литературы о нём из фонда Гуманитарного центра-библиотеки имени семьи Полевых.